Воспитание детей это искусство
01.01.2017
Как любить своего ребёнка вам подскажет сердце. Но, к сожалению, в жизни бывают не только радостные и светлые дни, но и моменты огорчений, неправильных поступков. Как поступить, наказывать или не наказывать ребёнка, как это делать – каждый решает сам.
Но никогда, что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды! НИКОГДА не отнимайте подаренного Вами или кем-то – НИКОГДА! Можно отменять только наказания. НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ:
- когда ребёнок болен, испытывает какие-либо недомогания или ещё не оправился после болезни: психика особа уязвима, реакции непредсказуемы;
- когда ребёнок кушает, находится после сна, перед сном, во время игры, во время работы; сразу после физической или душевной травмы (падение, драка, несчастный случай, плохая отметка, любая неудача, даже если в этой неудаче виноват он сам) – нужно, по крайней мере, переждать, пока утихнет острая боль (это не значит, что нужно непременно бросаться утешать);
- когда ребёнок не справляется со страхом, с невнимательностью, с ленью, подвижностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания;
- когда проявляет неспособность, неловкость, глупость, неопытность – во всех случаях, когда что-то НЕ получается;
- когда внутренние мотивы поступка ребёнка, самого пустякового или самого страшного, нам непонятны;
- когда сами мы не в себе; когда устали, огорчены или раздражены по каким-либо своим причинам… . В этом состоянии гнев всегда лжет!
Прежде чем наказывать, остановитесь и подумайте. А может наказаниям есть альтернатива!?
Терпение. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.
Объяснение. Разъясните ребёнку, почему его поведение неправильное.
Отвлечение. Предложите ребёнку что – нибудь привлекательное, то, что ему понравится.
Награда. В конце концов, она более эффективна, чем наказания.
Иногда психологическое наказание может быть тяжелее физического. В случае необходимости наказания, психологи советуют придерживаться следующих правил:
1. Нельзя наказывать ребёнка до 2,5 – 3 лет.
2. Наказан – прощён. Инцидент исчерпан. Страница перевёрнута. Как ни в чём не бывало. О старых грехах ни слова! Не мешайте начинать жизнь сначала!
3. Ребёнок не должен бояться наказания.
4. Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало.
5. Если есть сомнение - наказывать или не наказывать, НЕ наказывайте! Никаких наказаний «на всякий случай»!
6. Без унижения. Наказание не должно восприниматься ребёнком как торжество нашей силы над его слабостью.
7. За один раз – одно. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно – за все сразу, а не поодиночке за каждое. Салат из наказаний – блюдо не для детской души!
8. Наказание не должно вредить здоровью ребёнка – ни физическому, ни психическому.
Похвала может быть полезной!
Задумывались ли мы над этим вопросом? Похвала может быть как полезной, так и принести вред. Вот что думают на эту тему психологи:
- Вредно, если хвалят ребенка за то, что ему дается легко, за то, что ему дано самой природой. Похвала не за труд, не за усилие, а всего лишь за наличие способности не дает ничего, что действительно было бы необходимо ребенку для его развития. А навредить она может, особенно при ее повторении. Повторение похвалы без необходимости действует как наркотик: ребенок привыкает к ней и ждет ее. Он проникается чувством своего превосходства над другими, а если не приучен к труду, реализующему его способности, то может не состояться как личность: эгоцентризм полностью замкнет его на себе, он весь уйдет в ожидание восхищения и похвал. Их прекращение вызовет тот хронический дискомфорт, из которого рождаются зависть, мелочная обидчивость, ревность к чужому успеху, подозрительность и прочие тягостные атрибуты эгоцентризма, несостоявшегося "гения".
- Вдвойне вредно хвалить того, кому что-то дается легко, ставя его в пример тем, кому это же дается трудно, вопреки усилиям. Ругая одного и хваля другого, навязывая его как пример первому, их противопоставляют друг другу. Сам факт несправедливой оценки усилия, вернее - замалчивание, игнорирование его, тяжело травмирует психику ребенка (и не только ребенка!). Это снижает побуждение к делу. А противопоставление не может вызвать желания "брать пример" с того, кого несправедливо хвалят. Напротив, оно только отодвигает их друг от друга, угнетая одного и развращая другого. Противопоставление культивирует нездоровое соперничество, которое стимулирует вовсе не прилежание, а эгоцентрические тенденции. Противопоставлением можно вызвать негативизм, отказ от тех видов деятельности, которые не гарантируют успеха.
- Вредно, когда хвалят слишком часто, безо всякой необходимости и неискренне. Это и обесценивает похвалу, и приучает к дешевому успеху, и способствует бездумному отношению к тому, что исходит от старших. Наблюдая за детьми, за их старшими, вы сами сможете увидеть и другие вредности необдуманной похвалы.
Отпускать похвалу в дозах, соразмерных с ее целью!
Готовность к поступлению в школу
Наши детки скоро пойдут в школу. Их ждет знакомство с новой учительницей, а порой и собеседование. Часто у родителей возникает вопрос, что же должен знать и уметь ребенок к началу школьного обучения.
Итак, поступающий в школу ребенок должен:
1. Уметь назвать себя (полное имя, отчество, фамилия). Уметь полностью назвать маму, папу, бабушку,дедушку.
2. Знать времена года, количество и названия месяцев в году, дней в неделе. Знать, какое сейчас время года, какой сейчас месяц, какой сегодня день. Уметь ответить на вопросы типа «Когда птицы улетают на юг?», «Когда холодно и идет снег?», «В какой день люди отдыхают и не ходят на работу?», «В какое время года листья желтеют и опадают?» и т. д.
3. Уметь прочитать (можно по слогам) небольшой и очень простой текст из нескольких предложений. (Есть большое количество школ, при поступлении в которые данный навык необязателен, но очень желателен). 4. Быть в состоянии написать (или скопировать) простую фразу. Например: «Он ел суп», «Миша мыл окно».
5. Прямой и обратный счет в пределах двадцати (1,2,..., 20; 20, 19, ..., 1).
6. Уметь складывать и вычитать числа в пределах первого десятка.
7. Владеть навыком обобщения по признаку: из предложенных картинок ребенок должен уметь выбрать те, которые что-то объединяет. Например, если предложены картинки с трамваем, колесом, яблоком, кошкой и автобусом, то ребенок должен отложить в сторону трамвай и автобус и сказать, что это — транспорт, или средства передвижения, или «на них ездят люди». Если предложен ряд слов: «туфли, сапоги, тапочки», то ребенок должен подобрать слово, которое относится к ним ко всем. В данном случае это слово «обувь».
8. Владеть навыком исключения из ряда. Предложен ряд слов: «сыр, масло, пластилин, колбаса». Ребенок должен не только исключить «лишнее» слово «пластилин», но и (главное!) объяснить, почему лишним является именно оно. «Пластилин лишний потому, что из него лепят. Он несъедобный. А все остальное — это еда. Ее едят».
9. Находить сходство и различия между предметами:
— что общего между морковкой и картошкой?
— они оба овощи, их едят, из них варят суп, они растут в земле, у них есть кожура и т. д.;
— а чем они отличаются друг от друга?
— отличаются формой. Морковка такая треугольная, а картошка круглая или овальная. А еще отличаются цветом. Морковка оранжевая, а картошка коричневая.
10. Уметь составить рассказ по картинке или по серии картинок. В некоторых школах детям предлагают сначала расположить картинки в нужном порядке, а потом рассказать по ним историю. Рассказ должен быть связным, иметь начало и конец. Очень поощряется хотя бы упоминание об эмоциональном состоянии героев («На этой картинке девочка грустная, потому что у нее улетел шарик», «Мальчик очень обиделся», «Дети обрадовались, что им построили горку» и т. д.).
11. Знать основные геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник) и видеть их сочетания (на этой картинке два треугольника и один квадрат). Уметь их нарисовать.
12. Запомнить 5—7 из 10 четко названных простых слов.
13. Запомнить и назвать не менее шести из 12 картинок, одновременно продемонстрированных ребенку в течение 30 секунд.
14. Уметь рассказать наизусть небольшое стихотворение.
15. Уметь отвечать на вопросы типа «Что бывает раньше — обед или ужин? Весна или лето?», «Кто больше — корова или коза? Птица или пчела?», «У коровы детеныш — теленок. А у лошади?».
16. Знать 10—12 основных цветов.
17. Уметь нарисовать фигуру человека со всеми основными частями тела (включая шею, пальцы и т. д.).
Если ребенок уверенно владеет всеми выше перечисленных навыками и умениями, то, скорее всего, в школу он успешно поступит и учиться в первом классе будет без особых учебных проблем.
Собеседование в школах, где работают с одаренными детьми отличается повышенным уровнем сложности задания. Например, в задании на поиск сходства и различия могут попросить сравнить зерно и яйцо, а в задании на исключение лишнего могут быть такое , как «брусника, малина, крыжовник,земляника» (лишнее тут –брусника, она не садовая ягода) и т.д.
Психологическая подготовка к тестированию в школе включает следующее:
Обязательное предварительное тестирование психологом. Он определяет уровень школьной зрелости ребенка, дает родителям рекомендации: что именно нужно «подтянуть», какие процессы мышления и восприятия у ребенка развиты хорошо, а какие нуждаются в дополнительных упражнениях.
Позитивный настрой ребёнка: объясните, что ему предложат выполнить несколько заданий, что он должен постараться выполнить их как можно лучше. Если что-то не получится, ничего страшного. Главное быть внимательным, тогда обязательно будет всё хорошо.
Ни в коем случае нельзя показывать ребёнку своё волнение.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.11.2018
Дата обновления: 22.11.2018
Дата публикации: 01.01.2017